Финансовый Олимп полон оптимизма. То ли жизнь хороша, то ли – весна.
Двойственное впечатление оставила недавняя 12-я всероссйиская банковская конференция, прошедшая на этот раз под грифом «Стратегии устойчивости и роста». Участники – как финансовые чиновники, так и банкиры – были бодры, полны оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. Этакий съезд победителей кризиса.
…Говорили, как полагается, о насущном. После заявления г-на Меликьяна, что антикризисный либерализм регулятора кончается (хотя и плавно, «без революций»), в числе «насущного» оказались другие вопросы. Каждый из них сам по себе интересен, однако в совокупности они вызывали и легкое недоумение.
Пройдемся по нескольким «насущным» пунктам.
Пункт первый. Минфин активно двигает закон о требованиях к деловой репутации банкиров. Минфину надобно, чтобы банкир в тюрьме не сидел и в банкротствах замечен не был. Где таких найти – большой вопрос, однако с учетом прогнозируемого г-ном Кудриным сокращения поголовья российских банков, может и найдется нужное количество. Все-таки будем объективны: многие еще не сидели…
Пункт второй. Г-н Аксаков заявил, что в рамках законопроекта о потребительском кредитовании (для тех, кто родился позже появления этого законопроекта на свет, напомним, что этот такой закон, который «сверхактуален» уже лет этак шесть, не меньше) предполагается предусмотреть институт омбудсмена. Это такой специально обученный человек, который разбирает споры клиентов с банками.
Пункт третий. Г-н Кудрин, а затем его заместитель г-н Саватюгин много говорили о национальной платежной системе. Законопроект о котором опять-таки просто сверхактуален и потому будет внесен в парламент уже в весеннюю сессию. Правда, остался спорным вопрос, предусматривать ли там регулирования электронных денег или нет.
Пункт четвертый. Г-н Лебедев посетовал, что Дума провалила закон о стройсберкассах, который тоже сверхактуален.
И, что характерно, спорить со всем этим трудно. И омбудсмены нужны, а то и поговорить-то толком «за жизнь» не с кем. И банкиры «не сидевшие» в народном хозяйстве пригодятся. И стройсберкассы необходимы, особенно сейчас, когда «кассы» в основном пусты, а многочисленные «строи» в долгах как в шелках. И даже, скрипя зубами, автор готов согласится, что без национальной платежной системы жизнь не в радость, а опостылевшие VISA и MasterCard автору давно пора менять на какую-нибудь «Золотую ворону» или «Серебряную малину».
Один вопрос, причем все тот же: где деньги, Зин? Из каких особых запасов начнут массово финансировать ипотеку стройсберкассы? Споры о каких кредитах собираются разбираться омбудсмены? Какие займы на отечественную «ворону» собирается перечислять мне тщательно отобранный несудимый банкир?
Смотрим последние данные Центробанка. Совокупный кредитный портфель, хоть и не слишком быстро, но продолжает уменьшаться. А объем «плохих долгов» (даже официально признанных) неуклонно растет и, вслед за планкой в 1 триллион рублей, вплотную подошел к планке в 1,1 триллиона.
Может, автор не прав и проблемы с кредитами оптимизму не помеха? Ведь сказал же г-н Кудрин на той же конференции что развитие кредитование должно стать результатом экономического роста, а не наоборот, мол, «спрос рождает предложение». Что-то вроде: «Вот научитесь плавать – нальем в бассейн воду».
Между тем, судя по предварительным результатам последнего опроса Bankir.Ru, участники и профессионалы финансового рынка вовсе не так уж оптимистично оценивают сегодняшнюю ситуацию. 60% ожидают новую волну кризиса, 58% считают ситуацию с «плохими долгами» критичной. Правда, в опросе, разумеется, в основном принимают участие совсем не те люди, что сидят в президиумах и выступают с трибун.
Может быть, просто с трибун виднее, чем сегодня живет российская банковская индустрия? Или там просто жить веселее. А может быть – просто виновата весна. Если так, то нынешнее состояние умов на верхушке финансового Олимпа, видимо, характеризуется словами Михаила Пришвина: «Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна»…